Отдых на Байкале, туры и туризм на озере Байкал

История Монголии

Обширная территория Монголии была обжита уже 200 тысяч лет тому назад. Пещеры и логова кочевых народов отмечены петроглифами, загадочными рисунками. Обнаружены целые галереи наскальных изображений - авторство приписывают скифам и даже готам. Дикие кочевники гунны также отметились в Центральной Азии. После себя они оставили плиты, которые определяли место захоронения воина.

Гунны разводили верблюдов, лошадей, крупный рогатый скот, в том числе пугливых яков. Дети монгольских степей были прекрасными охотниками. Они жили в деревянных городах, а на случай опасности строили переносные жилища. Язычники поклонялись светилам, приносили кровавые жертвы небу, земле, духам, предкам. Глядя на гуннов, монгольские племена перестали возделывать землю и стали вести кочевой образ жизни. От того времени остались многочисленные курганы - "следы великого переселения". Они очень разные: насыпанные из камней, большие и малые. Многие были разграблены еще в древности, другие - в наше время.

Чуть больше известно о тюрках, поскольку те имели письменность. Тексты на больших стелах посвящались их завоеваниям: "Всего мы ходили войной 25 раз, дали 13 сражений. У имевших государство - мы отняли государство, имевших головы - мы заставили склонить головы". Каменными бабами, "хун чулуу", называют монголы грубые скульптуры воинов. Они связаны с погребальным обрядом древних тюрков. Место захоронения обносили оградой из камней и земли. Если это была могила знатного человека, то воздвигали храм, в котором совершали ежегодные жертвоприношения. Статуи устанавливали лицом на восток. Таких "хун чулуу" на территории Монголии великое множество. Для современных жителей они стали хранителями пути. Иногда изваяниям мажут жиром губы, чтобы испросить милость и покровительство в дороге.

Около ста лет тюрки хозяйничали в Центральной Азии. Примерно столько же здесь продержались уйгуры. После них настало время собственно монгольских племен, среди которых было немало христиан. Ими руководил некий Ван-хан, или Иоанн-священник. Считается, что нынешнюю столицу Монголии, город Улан-Батор, основали именно племена христиан-кереитов. На поиски полумифического христианского государства по поручению Римского Папы отправлялись целые посольства. Благодаря францисканским лазутчикам мы знаем, во что монголы верили, по каким законам жили, какие страны и когда покорили, как было организовано их милитаризованное общество.

В 1206 г. курултай, съезд монгольской знати, состоявшийся на реке Онон, избрал Великим ханом рыжеволосого Тэмуджина, потомка сероглазых людей. Вокруг него собрались необузданные натуры всей Азии. Новый правитель не самого сильного кочевого племени провозгласил себя Чингисханом, Величайшим из правителей. Чтобы кочевники не перегрызли друг друга, Повелитель варваров повел их на войну, в результате которой образовалась колоссальная империя. Она включала Северный Китай, Среднюю Азию, Иран, Кавказ, земли от Кореи до Армении, от Тибета до Волги. Великий хан стирал с лица земли десятки городов, убивал миллионами. Сегодня многие востоковеды оправдывают злодеяния монголов, приводя вполне резонные аргументы.

Никто не знает наверняка, где был похоронен Совершенный воин, Властитель тронов, Кара Божья и Антихрист в одном лице. Доподлинно известно только то, что его закопали в родном улусе, в лесу, под могучим деревом, которое еще при жизни присмотрел сам полководец. Целый род был освобожден от военной службы. Его члены должны были следить за могилой, воскуривая фимиам. От благовоний лес разросся. Высокое дерево затерялось среди собратьев, и следы могилы Потрясателя Вселенной исчезли.

В 1220 г. Чингисхан основал Город Черных Песков - легендарный Каракорум. Из военной ставки он быстро вырос в административную и культурную столицу монгольской империи. Здесь Чингисхан разрешил открыть буддистские храмы, отчего его персону окутал ореол огромного мистического влияния. В степном мегаполисе нашлось место для двух мечетей и христианского храма. Со всего мира сюда стекались награбленные сокровища, приходили купцы, дарившие кагану дорогие подарки. Следуя старому обычаю кочевников, гости Каракорума должны были проходить между двух огромных костров. Монголы верили, что только так можно уничтожить дьявольскую силу, скрытую в чужеземцах.

Однако империи, построенные на крови и слезах, живут не долго. Произошло то, чего так боялся Чингисхан. Его многочисленные потомки грызлись между собой, нарушали законы. Империя стала легкой добычей для китайцев, от власти которых страна освободилась лишь много лет спустя.

В октябре 1920 г. Азиатская дивизия барона Унгерна покинула Россию, чтобы освободить Монголию от китайцев. Костяк белой армии составляли бурятские и монгольские всадники. Им предстояло выбить из Урги в пять раз превосходившие силы противника. После двух неудачных атак барон решил провести психологическую обработку. По ночам, на склонах священной горы Богдо-Ул, он приказывал разводить костры. Китайцы были убеждены в божественном происхождении огней. В рядах оккупантов началась паника.

Буддист Унгерн так запугал врага, что средь бела дня мог кататься по городу на любимой кобыле Машке совершенно без охраны. Последней каплей, окончательно подорвавшей боевой дух китайцев, стала операция по освобождению восьмого богдогэгэна и его жены.

После освобождения богдохана отбить Ургу у китайцев не представляло никакого труда. Унгерну даровали титул Бога Войны, Хан-Чян-Чун, доступный лишь потомкам Чингисхана по крови. Барона называли "Возродившим государство, великим батором командующим". Очень скоро генерал-лейтенант превратился из освободителя в абсолютного диктатора. Начались массовые репрессии. По Урге прокатилась волна еврейских погромов и казней китайских торговцев. Расправы чинились даже над офицерами Азиатской дивизии. Богдогэгэн воспринимал погромы по-буддистски кротко. Для него Унгерн был реинкарнацией Чингисхана. На это указывала невиданная жестокость диктаторов. В молодости Чингисхан был, как и Унгерн, рыжим, словно обоих отметил грозный Махакала. В соответствии с каноном, это божество изображали огненноволосым, стоящим в океане крови. Когда весть о гибели Унгерна дошла до Монголии, живой Будда повелел отслужить молебны во всех храмах. Духовный лидер продолжал оставаться на троне и после прихода красных. С ними в Ургу явились товарищи Сухэ-Батор и Чойболсан.
Памятник славному сыну монгольского народа стоит в Улан-Баторе, городе Красного Богатыря, на одноименной площади. Здесь же на площади был построен мавзолей, последнее пристанище маршала Хорлогийна Чойбалсана, друга и соратника товарища Сухэ. Скинув китайское ярмо, Монголия, руководимая Чойбалсаном, пошла по социалистическому пути развития. Началась борьба с религией. По стране прокатилась волна, которая смела монастыри: вековые изваяния божеств были разрушены, а тысячи лам - репрессированы. Из ста храмов Улан-Батора остались считанные единицы. Погромами заправлял лично маршал Чойболсан. Партийцы хотели уничтожить все, но по настоятельному требованию мировой общественности кое-что пришлось оставить. Духовный лидер монголов Восьмой богдогэгэн не вынес социалистических реформ и умер.

После его смерти Советская республика окончательно взяла республику Монгольскую под свое крыло. В 39 году на Халхинголе в полной мере раскрылся полководческий талант Георгия Константиновича Жукова. Здесь он на голову разбил японских оккупантов. Полгода видный военачальник прожил со своей семьей в Улан-Баторе, в доме, который сегодня является единственным в мире государственным музеем героя Монголии и четырежды героя СССР. И видимо, не случайно. Уж кто-кто, а монголы знают толк в военном искусстве и умеют уважать память великих воинов. Талант Жукова они ставят не ниже полководческих способностей Чингисхана.

Главная | Монголия | История Монголии

, 10 ,


Отдых на Байкале, туры на Байкал, туризм на озере Байкал 2011 © FinS.ru
<<< Назад

Байкал-Клуб
карта сайта