Отдых на Байкале, туры и туризм на озере Байкал

Каракорум

В трехстах семидесяти километрах от Улан-Батора находится легендарный Каракорум. До города проложена асфальтированная дорога (явление в Монголии настолько редкое, что по нему можно судить о важности Каракорума для национального самосознания монголов).

В 1220 г. в этом месте разбил ставку сам Чингисхан. Здесь он принимал подношения иноземных купцов. Если кто-нибудь из них пытался торговаться, то Владыка мира отбирал весь товар. Но если ему делались богатые подарки, то растроганный хан платил купцам столько, что те уезжали домой обеспеченными на всю жизнь.

Священнослужители, превозносившие хана до небес, установили на границах города каменных черепах. Как известно, Будда очень уважал этих священных животных. Однажды он явился миру в виде черепахи, чтобы спасти людей от потопа.

Большие строительные работы в Каракоруме развернул третий сын Чингисхана, Угэдэй. Территория города размерами примерно 4 на 4 км была обнесена невысокой крепостной стеной. У большой башни в крепости стоял дворец Угэдэй хана Тумэн-амгалан или десять тысяч благоденствий (сохранился только фундамент этого дворца).

Каждый родственник хана должен был построить здесь по дворцу. А родственников Угэдэй имел много. По свидетельству Гильома де Рубрука, францисканца, побывавшего в Каракоруме, город производил незабываемое впечатление. Тут стояло " 12 кумирен различных народов, две мечети, одна христианская церковь "Перед ханским дворцом находилось знаменитое серебряное дерево с фонатном, сооруженное мастером Вильгельмом Парижским, плененным в Венгрии. Внутри него проходили 4 трубы, по которым вытекал кумыс, мед, рисовое пиво и вино. Эти напитки употреблялись во время дворцовых празднеств.

Каракорум просуществовал 300 лет, из которых 32 года был столицей монгольской империи. В 1368 г. его разрушили китайские войска. Попытки возродить город предпринимались неоднократно. В XVI веке по приказу самого влиятельного князя Халхи Автайхаана рядом с развалинами из камней прежнего Каракорума был возведен монастырь Эрденэ-Дзу - "Храм Сокровищ". Весь комплекс окружили стенами, образующими прямоугольник. На середине каждой стороны - городские ворота. Роль башен выполняли мемориальные сооружения - субурганы. Всего их 108. На каждом из них надпись, на чьи средства он сооружен и чему посвящен.

Традиции возведения подобных пирамид уходят в глубокую древность. Они служили вместилищем праха святых и напоминали верующим о выдающихся событиях буддистской истории. При сооружении пьедестала, дарохранилища, шпилья и венчающей эмблемы использовали дерево, глину и камни. В 1799 г. в Каракоруме соорудили Священный субурган. В него заложили 150 000 бурханов (изображений различных божеств) и прах Аватайхаана, построившего монастырь.
Центральное место в Эрденэ-Дзу занимают храмы Гурбан-Дзу - "Три сокровища". Они символизируют три этапа жизни Будды. Войти в храм без стука - значит застать богов врасплох и навлечь на себя страшный гнев. Только услышав звук гонга, они готовы встретить и выслушать вас.

Буддистские храмы всегда украшали живописными изображениями и скульптурами многочисленных будд, бодхисатв, исторических и мифических деятелей буддизма. Персонажи изображались в милостивом виде и с лицами, внушающими ужас. Например, чойджин, трехглазый защитник веры - с надутыми щеками и зверским оскалом. Его голову венчают пять черепов - знак победы над пятью пороками. Эти ужасные существа пришли из тибетской религии бон. Когда буддистские боги явились в Тибет, силы бона вступили с ними в схватку и проиграли. Не теряя злобной сущности, древние боги Тибета стали действовать против врагов буддизма.

Стены храмов украшали иконами-свитками, представлявшими несколько десятков, а то и сотен божеств. Перед тем как приступить к рисованию или ваянию, художник, как правило, монах, читал соответствующие мантры. Благодаря особому сочетанию звуков заклинание достигало божества и возвращалось из эфира обратно к художнику. Тот творил уже, как говорится, с божьей помощью. Отступать от канона было крайне опасно, ибо автор рисковал сильно испортить свою карму. Божества требовали портретного сходства и не прощали ошибок.

Когда-то монастырь был культурным центром всей Азии. В его хранилищах находились редкие книги и старинные рукописи. Паломники шли сюда, чтобы полюбоваться на древние реликвии. Некоторые из них были недоступны для посторонних. Их везли из Индии, Китая и Тибета тайными тропами. За реликвиями охотились, ибо те приносили счастье владельцу. Наиболее ценные экспонаты открывались только высоким ламам, владеющим тайными знаниями.

В праздничные дни перед соборным храмом Цокчин собирались тысячи верующих. Всем хотелось приобщиться к мистерии Цам, исполнением которой славился монастырь. Цам - это религиозный обряд, призванный усмирять демонов и злых духов. Он пришел в Монголию из Тибета 200 лет назад и впервые был поставлен именно в Каракоруме. Во время танца исполнитель сосредотачивался в медитации на определенное божество, которое входило в танцора. Сила медитации была настолько огромной, что очищала энергетику окружающего пространства, души танцоров и зрителей. Раньше в Цаме участвовало до 100 исполнителей. Сегодня это редкое явление религиозной жизни страны.

В 1941 году монастырь объявлен историческим памятником архитектуры. В настоящее время здесь находятся музей древней культуры и действующий буддийский храм Лабран единственный в Монголии сохранившийся памятник зодчества тибетского стиля. В музее собраны ценнейшие искусные творения монгольских мастеров-ваятелей, художников, народных умельцев , широко представлены бронзовые статуи божеств и литые изваяния, образцы национального орнамента, резьбы, литья, изделия из драгоценных металлов, маски и костюмы, в которых исполнялись религиозные мистерии.

Главная | Монголия | Каракорум

, 10 ,


Отдых на Байкале, туры на Байкал, туризм на озере Байкал 2011 © FinS.ru
<<< Назад

Байкал-Клуб
карта сайта