Отдых на Байкале, туры на Байкал, туризм на озере Байкал, фотографии Байкала
фото Байкала, карта Байкала, рыбы Байкала, природа Байкала



Все туры на Байкал!

Буддизм

Считается, что буддизм пришел в Монголию в 1577 г., когда к монгольскому Алтан хану явился правитель тибетских лам. Монгол был любезен и пожаловал гостю звание далай-лама. Последний так же не остался в долгу и окрестил монгола Великим ханом. С этого обмена любезностями все и началось. По степям кочевали священные юрты, выполнявшие функции храмов. И идеи ламаизма захватили всю Монголию.

Мечта и цель всякого буддиста - достижение нирваны, совершенного состояния души. В нирване нет страданий и боли, а только лишь мир да покой. Пути ее достижения определяются тем или иным направлением внутри самого буддизма. В Монголии прижился ламаизм. Опознать ламаиста можно по желтой шапке, овоодой. У монгольских буддистов только духовная связь с наставником способна открыть истинный путь к просветлению. Так как желающих уйти в нирвану много, то и лам-учителей, земных представителей Будды, тоже должно быть много.

Особым почетом у желтошапошников пользуется тибетец Цзонхава, основатель ламаизма. Священник разработал монастырский устав, осудил женатых монахов, ввел пышную обрядовость при богослужениях, определил место каждого служителя культа в сложной системе церковной иерархии. Иерархия ламаистских божеств не менее сложна и запутанна - она объединяет сотни, если не тысячи сверхъестественных сущностей. Основную массу составляют саддыки - духи разных мест. Свое божество есть, например, у Верблюжьей горы или у Горы-черепахи. Когда буддизм пришел в Монголию, все здешние боги автоматически попали в буддистский пантеон.

Раньше службы проходили в кочевых храмах, огромных юртах. Но кочевой буддизм очень быстро себя изжил. Монголы стали строить каменные и деревянные монастыри в китайском и тибетском стилях. При выборе места для храма особое внимание уделялось рельефу, наличию вблизи реки, озера, леса, горы. Предпочтение отдавалось сакральным местам, куда обычный человек забредать побаивался. Именно здесь обитали существа невидимые обычным зрением. Просветленные монахи ощущали их присутствие зрением внутренним, которое развивалось путем долгих и упорных медитаций.

Монастыри по своему статусу и размерам были неодинаковы. Самые большие сооружали по указу хана. Некоторые строили на средства населения, на пожертвования богатых лам. Такие весь год стояли в запустении и становились обитаемы только в день какого-нибудь праздника. Огромным влиянием пользовались монастыри, посвященные святым перерожденцам, хубилганам. Таким был Манджушри-хит, или скит, построенный на месте одинокой обители ламы-отшельника.

Когда-то, сидя на близлежащей горе, он соединился в медитации с божеством Манджушри. Это одно из трех великих существ, бодхисатв, которое предпочло не уходить в нирвану, а помочь людям найти путь к спасению. К Манджушри принято обращаться с просьбой о даровании истинного знания, ибо он - сама Мудрость. Он - Владыка Речи, Господин Священных Заклинаний, незримо пребывающий на горе. В буддизме можно пожертвовать целое состояние и не достичь желаемого. А можно положить камешек, привязать кусочек шелка, бросить к ногам бога мелкую монету. Этого будет вполне достаточно, чтобы получить все сокровища Вселенной

В тридцатые годы почти все духовенство Монголии было расстреляно. По приказу маршала Чойболсана 700 монастырей сровняли с землей - даже развалин не осталось. Не обошли стороной и Манджушри-хит. Больше повезло столичному монастырю Гандан. Тогдашнее руководство побоялось уничтожать этот очаг культурной и духовной жизни страны. Его значение для монголов можно сравнить со значением Кремля для россиян.

Сто лет назад около стен Гандана располагались торгово-ремесленные кварталы, жилые юрты лам. Рядом выстраивались ставки ханов. Нынче, пережив времена атеизма, монастырь оживает. Гандан - желанное место паломничества для буддистов России, Китая, Кореи, Японии...

Дорожка, делящая монастырь на две ровные части, приводит паломника к большой бронзовой курильнице. По праздникам в ней сжигают ветки можжевельника. В школах цанитах ламы изучают высшее богословие. Службы отправляются ими в Цанидыйн-сумэ, особых храмах. Изучившие курс совершают таинства в отдельных зданиях - Чойджин-сумэ, куда иностранца да еще с камерой обычно не пускают.

Кроме вышеперечисленных храмов существуют специальные жилища для особо почитаемых божеств. В Гандане это храм, посвященный божеству Мэгджид Джанрайсэг. Само сооружение символизировало обретение независимости от Китая.

Для буддистов любое изображение божества, выполненное в соответствии с каноном, является живым. Поэтому монголы очень жалеют своего бога и хотят, чтобы тот поскорее вернулся домой в Улан-Батор. Об этом они молят двойника, похищенного Мэгджид Джанрайсэга. Деньги на нового бога собирали всем миром. В его позолоченном теле 27 тонн медицинских трав и благовоний, 334 тома поучений Будды, 2 млн. книг с мантрами, одежды святых На скульптуре около 2 000 драгоценных камней: алмазов, рубинов, сапфиров, топазов, изумрудов. Перед богом - огромный кедровый стол, своеобразный алтарь, на котором лежат священные реликвии и 9 крупных драгоценных камней, которые нам не удалось как следует рассмотреть.

Богатое убранство и сотни божественных ликов окружают Мэгджид Джанрайсэга. Однако главный храм монастыря не этот, а по соседству. Возле его стен обязательно присутствуют стойки с вращающимися цилиндрами - манийн хурдэ. Главный храм посвящен Авалокитешваре, Сострадающему Духу Гор. Внутри барабанов - молитвы, написанные на бумаге и ткани. Считается, что верующий, приводя в движение цилиндры, возносит молитвы прямо к божеству храма. Авалокита спасает от мук ада, избавляет от всего, что вызывает страх. Он дарует защиту слабому. Он - Махакаруника, Великий Милосердный.

Кроме храмов в каждом монастыре находится ряд обязательных сооружений. Например, субурганы, особые культовые строения, в которых хранятся изображения Будд, всевозможные реликвии и мощи святых. Другим центром духовного притяжения для верующих были и остаются высокие деревянные мачты - тахилыйн модо. На их верхушке устанавливают сосуд с благовониями или фонарь с лампадкой. Верующие держаться за столб рукой и совершают ритуальное обращение вокруг мировой оси, непременно по часовой стрелке.


Байкал-Клуб
карта сайта