Отдых на Байкале, туры на Байкал, туризм на озере Байкал, фотографии Байкала
фото Байкала, карта Байкала, рыбы Байкала, природа Байкала



Все туры на Байкал!

Шаманизм

Предания утверждают, что шаманское семя проросло в Центральной Азии во времена Чингисхана. Тогда первый монгольский колдун отнял у смерти больше жизней, чем сам далай-лама. В действительности же монголы шаманили задолго до военных походов покорителя вселенной. Известно, что древние кочевые народы приносили жертвы предкам, духам, небу, земле, поклонялись светилам. Обожествление Солнца и Луны вызвало появление орнамента в виде колеса, хаса - равностороннего креста с загнутыми краями.

Гунны и те, кто пришел в Монголию после них, вырезали фигурки людей, устраивали с ними пиры. Особые идолы, онгоны, рассматривались как вместилища душ умерших. Камням, дереву придавали человеческое или звериное обличие. Обычно онгоны оберегали живых членов рода, но в отдельных случаях могли причинять вред. У женщин были свои идолы, у мужчин - свои. Во времена империи местная знать покровительствовала буддизму, исламу, христианству. Вместе с тем бо, так называли монгольских колдунов, оказывали и оказывают на простых монголов большее влияние. Мы столкнулись с бо на севере страны у озера Ховсгол или Хабсугул. Вот что о нем рассказывает легенда Когда любимая дочь Чингисхана выходила замуж, ее украл шаман. Чтобы спастись от преследователей, бо превратился в каменный столб. Похищенная невеста обернулась горой, которая была похожа на высоко торчащие груди. Из них забили два источника. Они-то и наполнили водой глубокую впадину. Так образовалось священное озеро.

В Монголии колдунья и ведьма не одно и то же. Ведьма, или шулма - существо невидимое, ее сила в золотом волосе. Ведьмой становятся женщины, которые совершили 10 черных грехов: это убийство, разврат, кража, ссора, скверные мысли и так далее. Шулмы почему-то бояться козлов и колючек. Мужчины-грешники превращаются в чертей, чуткуров, существ с одной рукой и ногой. Черта можно вызвать. Он сделает для тебя все, что угодно. Главное вовремя избавиться от него. Иначе чуткур завладеет душой.

Монгольским небом распоряжается могучий хан Хормусто. Он начальник тенгиров и дыбджитов, духов эфира. Известно, что дыбджиты ведают погодой, дождем, снегом, градом, ветром, грозой. Летом они ездят на драконах Лу. Когда на небе мало драконов, Лу ревут и сердятся, а люди слышат раскаты грома. На земле действуют саддыки - духи гор, лесов, степей, пустынь, жилищ, одним словом, всего, что есть на земле. Главный у них Белый Старец, Цаган Эбугун. По преданию, Цаган Эбугун родился стариком. Дело в том, что его мать не оказала должного уважения божеству, поэтому ходила беременной сто лет. Саддыками, или сабдыками, становятся души сильных людей. Многие ханы, правители, военные и те, кто умел насылать порчу, стали ими. Горе тому, кто обидит земного духа: нет тех гадостей, которых они не причинили бы обидчику.

Перед тем как отправиться в путешествие или сделать важный шаг в жизни, монгол совершает подношение саддыку, к которому чувствует наибольшую предрасположенность. Приношениями служат голубой шелковый шарф хадак и обычные камни. Со временем на жертвенных местах вырастают целые пирамиды - "обо".

В степях они обозначают человеческое присутствие. Это своеобразные ориентиры. Ими отмечают тропы, кротчайший маршрут до какого-нибудь населенного пункта. Обычно "обо" воздвигают на перекрестках и знаменательных местах. Камни, собранные в пирамидки, - своеобразная плата за проход по территории того или иного духа.

В тридцати минутах ходьбы от древнего монастыря Эрденидзу находится лощина Умай-Ам, Влагалище. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы обнаружить сходство ландшафта с женской фигурой. На влагалище "смотрит" каменный фаллос, лингам. Его установили монахи. Заговоренный лингам, каким-то образом, остановил молодых послушников, которые бегали к подружкам в ближайшее селение. Монголки верят, что если посидеть на фаллосе, то даже бесплодная будет способна к зачатию, но только в течение 24 часов. Поэтому женщины, приезжающие сюда издалека, везут с собой мужчин. Удивительная способность камня проверяется супругами за ближайшей сопкой.

В 20-х гг. по Монголии путешествовал Николай Рерих. Он писал о "чудесах левитации, материализации, волевых действиях и ясновидении, оживающих трупах, блуждающих духах лам, которые убивают и всячески злоумышляют". От монголов Рерих слышал о "заклинаниях и наваждениях, темных гаданиях, заговорах, оборотнях, принявших вид зверей, о самоубивающих кинжалах пурба". Все это не производит особого впечатления на того, кто близко знаком с буддизмом. В ритуалах монахи использовали особые дудочки, которые издавали заунывные трели, напоминавшие о быстротечности жизни. Звуки сопровождали душу умершего, когда та направлялась в рай.

Дудки, между прочим, делали из берцовых костей 18-летних девушек. Ритуальные чаши, выполненные из черепов особо уважаемых лам, приводили в замешательство христианских священников. Для них буддисты, пользовавшиеся подобными предметами, были сродни колдунам. Во времена Рериха по Монголии ходили слухи о "смертельном сглазе". Николай Константинович назвал это явление "замечательным и до конца неизученным". Вера в помощь духов и раньше не мешала шаманам посещать буддистские храмы. Там бо набирались энергии, которую потом тратили, общаясь с потусторонними силами. Иногда энергия колдуньи переходит в сунниум - заклятие. Как правило, в качестве сунниума выступают останки животных. Человек, дотронувшийся до них, принимает на себя горе и болезни. Но есть и "добрые" заклятия.


Байкал-Клуб
карта сайта