Шаманизм
Гунны и те, кто пришел в Монголию после них, вырезали фигурки людей, устраивали с ними пиры. Особые идолы, онгоны, рассматривались как вместилища душ умерших. Камням, дереву придавали человеческое или звериное обличие. Обычно онгоны оберегали живых членов рода, но в отдельных случаях могли причинять вред. У женщин были свои идолы, у мужчин - свои. Во времена империи местная знать покровительствовала буддизму, исламу, христианству. Вместе с тем бо, так называли монгольских колдунов, оказывали и оказывают на простых монголов большее влияние. Мы столкнулись с бо на севере страны у озера Ховсгол или Хабсугул. Вот что о нем рассказывает легенда Когда любимая дочь Чингисхана выходила замуж, ее украл шаман. Чтобы спастись от преследователей, бо превратился в каменный столб. Похищенная невеста обернулась горой, которая была похожа на высоко торчащие груди. Из них забили два источника. Они-то и наполнили водой глубокую впадину. Так образовалось священное озеро.
В Монголии колдунья и ведьма не одно и то же. Ведьма, или шулма - существо невидимое, ее сила в золотом волосе. Ведьмой становятся женщины, которые совершили 10 черных грехов: это убийство, разврат, кража, ссора, скверные мысли и так далее. Шулмы почему-то бояться козлов и колючек. Мужчины-грешники превращаются в чертей, чуткуров, существ с одной рукой и ногой. Черта можно вызвать. Он сделает для тебя все, что угодно. Главное вовремя избавиться от него. Иначе чуткур завладеет душой.
Монгольским небом распоряжается могучий хан Хормусто. Он начальник тенгиров и дыбджитов, духов эфира. Известно, что дыбджиты ведают погодой, дождем, снегом, градом, ветром, грозой. Летом они ездят на драконах Лу. Когда на небе мало драконов, Лу ревут и сердятся, а люди слышат раскаты грома. На земле действуют саддыки - духи гор, лесов, степей, пустынь, жилищ, одним словом, всего, что есть на земле. Главный у них Белый Старец, Цаган Эбугун. По преданию, Цаган Эбугун родился стариком. Дело в том, что его мать не оказала должного уважения божеству, поэтому ходила беременной сто лет. Саддыками, или сабдыками, становятся души сильных людей. Многие ханы, правители, военные и те, кто умел насылать порчу, стали ими. Горе тому, кто обидит земного духа: нет тех гадостей, которых они не причинили бы обидчику.
Перед тем как отправиться в путешествие или сделать важный шаг в жизни, монгол совершает подношение саддыку, к которому чувствует наибольшую предрасположенность. Приношениями служат голубой шелковый шарф хадак и обычные камни. Со временем на жертвенных местах вырастают целые пирамиды - "обо".
В степях они обозначают человеческое присутствие. Это своеобразные ориентиры. Ими отмечают тропы, кротчайший маршрут до какого-нибудь населенного пункта. Обычно "обо" воздвигают на перекрестках и знаменательных местах. Камни, собранные в пирамидки, - своеобразная плата за проход по территории того или иного духа.
В тридцати минутах ходьбы от древнего монастыря Эрденидзу находится лощина Умай-Ам, Влагалище. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы обнаружить сходство ландшафта с женской фигурой. На влагалище "смотрит" каменный фаллос, лингам. Его установили монахи. Заговоренный лингам, каким-то образом, остановил молодых послушников, которые бегали к подружкам в ближайшее селение. Монголки верят, что если посидеть на фаллосе, то даже бесплодная будет способна к зачатию, но только в течение 24 часов. Поэтому женщины, приезжающие сюда издалека, везут с собой мужчин. Удивительная способность камня проверяется супругами за ближайшей сопкой.
В 20-х гг. по Монголии путешествовал Николай Рерих. Он писал о "чудесах левитации, материализации, волевых действиях и ясновидении, оживающих трупах, блуждающих духах лам, которые убивают и всячески злоумышляют". От монголов Рерих слышал о "заклинаниях и наваждениях, темных гаданиях, заговорах, оборотнях, принявших вид зверей, о самоубивающих кинжалах пурба". Все это не производит особого впечатления на того, кто близко знаком с буддизмом. В ритуалах монахи использовали особые дудочки, которые издавали заунывные трели, напоминавшие о быстротечности жизни. Звуки сопровождали душу умершего, когда та направлялась в рай.
Дудки, между прочим, делали из берцовых костей 18-летних девушек. Ритуальные чаши, выполненные из черепов особо уважаемых лам, приводили в замешательство христианских священников. Для них буддисты, пользовавшиеся подобными предметами, были сродни колдунам. Во времена Рериха по Монголии ходили слухи о "смертельном сглазе". Николай Константинович назвал это явление "замечательным и до конца неизученным". Вера в помощь духов и раньше не мешала шаманам посещать буддистские храмы. Там бо набирались энергии, которую потом тратили, общаясь с потусторонними силами. Иногда энергия колдуньи переходит в сунниум - заклятие. Как правило, в качестве сунниума выступают останки животных. Человек, дотронувшийся до них, принимает на себя горе и болезни. Но есть и "добрые" заклятия.